University

The Egyptian University of Islamic Culture “Nur-Mubarak” is a unique institution of higher education in the Republic of Kazakhstan which trains qualified scholars of Islam, religious scholars, teachers of the Arabic language and literature, teachers of the English language. University “Nur-Mubarak”  has the golden horizon on the way to the world civilization in the life of independent Kazakhstan.

In 1991, when Kazakhstan gained independence, there was a choice of a new direction for further political, social and economic development. To protect people from internal and external threats was the policy of the President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev. The adopted Constitution of independent Kazakhstan guaranteed the citizens of Kazakhstan the protection of the rights and freedoms of the individual, regardless of nationality and religious affiliation. The Basic Law enshrines the principle of secularism and the separation of state and religion. At the same time, most of the population of Kazakhstan professes traditional Islam of Sunni madhhab of Imam Abu Hanifa Agzam.

The President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev, the leader of the nation, after the official visit to the Arab Republic of Egypt in 1993  held talks with the Egyptian side and decided to open an Islamic higher educational institution in Kazakhstan. For this purpose, 6 hectares of land were allocated in Almaty. This bold decision was a firm step in building the bright future of the country and the development of the traditional values ​​of Islam.

In June 16, 1993 the President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev and the Minister of Egyptian Endowments Muhammad al-Mahjoub participated in the laying of the first stone of the future campus. Later, the Governments of the two countries signed a bilateral agreement on the establishment of the University “Nur-Mubarak”, which was ratified by the Parliament of the Republic of Kazakhstan and due to the Decree of the President of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev of July 2, 2003 №460-11it gained the legal force.

According to the agreement of the two Governments the Board of Trustees was formed which consisted of  the part of the Republic of Kazakhstan:

  1. The Minister of Culture and Sport – equal to the chairman;
  2. The Minister of Education and Science of RK – member;
  3. The Chairman of the Muslim Board, the Chief Mufti – member;
  4. The Akim of Almaty – member;
  5. The Vice-Minister of RK foreign policy – member;
  6. Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of Kazakhstan in the Arab Republic of Egypt – member;
  7. The Chairman of the Committee for Religious Affairs of the Ministry of Culture and Sports of Kazakhstan – member;
  8. The rector of Al-Farabi Kazakh National University – member;
  9. The Rector of Ablay khan University of International Relations and World Languages ​​ – member.

From the part of the Arab Republic of Egypt:

  1. The Minister of Awqaf of Egypt – equal to the chairman;
  2. The Mufti of Egypt – member;
  3. The Rector of the University “Al-Azhar” – member;
  4. The representative of the “Al-Azhar” – member;
  5. The Rector of the University of Cairo – member;
  6. Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of the Arab Republic of Egypt in Kazakhstan – member;
  7. Prominent three figures of the society in the Ministry of Endowments of Egypt – members.

The Board of Trustees approved the Status of the University, determined the primary goals and objectives at the first meeting. It was also decided to appoint the rector of the institution who would be the Egyptian citizen, the vice-rector would be a citizen of Kazakhstan. On recommendation of the Ministry of Awqaf of Egypt  Professor Mahmoud Fahmy Hijazi, the academician was appointed as the first rector of the university; presenting the Kazakh side  Doctor of philological sciences, professor Kerim Shamshadin Tursynovich was appointed  as a vice-rector.

In 2014 there were changes in the teaching staff of the University. In March 2014 at the meeting of the Board of Trustees  the new rector of the University Nur-Mubarak,  Professor, Doctor of the University “Al-Azhar” Zhuda Abdulgani Basyuni was  appointed. Zhuda Abdulgani Basyuni, who defended his doctoral dissertation on the Hanafi, was the Dean of the Faculty of Sharia and Law at the University “Al-Azhar”. His scientific works in the field of Shariah are known not only in Egypt but also in other Islamic countries. A positive assessment of the work of the first rector, Mahmoud Fahmy Hijazi was given, whose fruitful work was marked by the state awards of Kazakhstan.

The Board of Trustees evaluated the work of the doctor, professor Sh.T.Kerim who made contribution since the first days of the University, to strengthen the base of the institution, including the specialty “Islamic Studies” (code “5V05600 – Islamic Studies”) in the list of the state classifier, obtaining educational grants, opening of branches of undergraduate, graduate and doctoral studies, in the organization of scientific and research centers, and therefore, Kerim Sh.T. was reassigned to the post of the vice-rector for the third term.

The specialties at the university – “Islamic Studies”, “Foreign language: two foreign languages” (Arabic and English) and “Religion Studies ” are taught together by Egyptian and Kazakh specialists. Now 76 teachers work at the university, including 18 PhD doctors, 7 professors, 8 associate professors, 7 candidates of scientists.

In recent years, in order to provide young believers the opportunity to receive religious education in Kazakhstan the state allocated over 500 educational grants. Due to this state decision the youth which practices Islam from different parts of our homeland is able to get a basic understanding of the religion of Islam, study the Qur’an and learn the Arabic language.

Over the years, the University has trained more than 800 graduates, including highly qualified imams, religious scholars, translators and teachers of the Arabic language, and more than a hundred specialists graduate each year.

In 2008, within the framework of postgraduate education in all specialties, Masters department was opened; in 2012 under the state order the work on the preparation of doctors PhD started.

The university’s authorities undertakes efforts to improve the quality of educational services and bring the University “Nur-Mubarak” to the level of the world-famous University “Al-Azhar”, as well as the recognition of diplomas of the University “Nur-Mubarak” in the above prestigious Islamic educational centre.

This year the rector of the university Zhuda Basyuni taking into account that the majority of Muslims follow Hanafi in Kazakhstan conducted a careful selection of 11 doctors and professors from Egypt, who taught according to madhhab of Imam Abu Hanifa Agzam and had scientific works on his legacy. The teaching staff includes scientists from Egypt of “The First Class Honor” and a world-class doctors, who are known for their knowledge of ‘Aqeedah “,” Fiqh “,” Hadith “and other basic Islamic sciences.

As it is considered the Qur’an to be the foundation of Islam, the students study the Arabic language from the first year. The University training program is built according to  the requirements of the Ministry of Education and Sciences of Kazakhstan, combining secular and Islamic disciplines. The students have possibility to gain knowledge of the Arabic language directly from native speakers. The university  foreign teachers are doctors of the universities “Al-Azhar”, “Ain Shams”, the Cairo and Alexandria universities. They are  well-known experts in the field of “Hadith”, “Fiqh”, “Islamic preaching”, the Arabic language and culture.

At the University extra courses are organized during the holiday period on memorization of the Holy Qur’an by Dr. Yasser Al-Sarudi and Abdulmazhita Side, as well as the Arabic language courses are conducted with the involvement of Kazakh and Egyptian teachers.

The university, which meets all state certification standards of the Ministry of Education and Science of Kazakhstan, has the teaching and methodical mosque, which was registered as a branch RIRO RK “Dumka”.  The Mosque “Nur-Mubarak”  actively supports university students in the manifestation of their knowledge and practices. It organizes meetings with prominent figures of religion and culture, every Friday and during religious holidays the mosque doors are  open to all parishioners.

Since 2011, a new training building has begun operating , which has a library with more than 118 thousand books. The collection contains fiction, textbooks, works of Kazakh and Arab scholars, the scientific and educational literature, religious books in Kazakh, Russian and Arabic languages. In order to increase knowledge and develop better acquisition of the Arabic language labs, a computer lab and e-library are functioning here.

Since the beginning of the year 2015, a new student dormitory has accommodated over 600 students. Thus, the students have  all necessary conditions for exploring   knowledge and developing their skills. The University plans to build its own indoor sports complex that will meet all modern requirements.

In December 2011, by the order of the first rector, Mahmoud Fahmy Hijazi “The Research Centre of Abu Hanifa”  was established at the university. The main goal of it is preparation of  manuals and literature for the religious schools of all levels, the translation of foreign scientific works on values ​​and foundations of Islam, preparation of dictionaries of different levels, the organization and carrying out scientific research, explaining works of religious leaders according to madhhab of Imam Abu Hanifa Agzam.

Today, the University enrolls 667 students who  study in the undergraduate programme, 62 – in the postgraduate programme, 14 -in the Doctor of Philosophy programmes, 35 – on the basis of the first higher education.  The conditions to improve knowledge at foreign universities in Egypt, Turkey and Malaysia are created for postgraduate and doctoral students.

Within the framework of international cooperation long-term relationship  is established with the leading Islamic and secular institutions of the CIS countries and abroad,  memorandums of cooperation with universities “Al-Azhar”, “Al-Minia”, “Ain Shams”, “Moscow Islamic University” Cairo and Alexandria Universities and the University of «Unisza» (Malaysia) are signed. The mentioned above allows to send students abroad to undergo their scientific practice and invite well-known scientists to the University from  the leading 500 universities rated in the list of the World Academic Universities, to give lectures and conduct seminars to  postgraduate and doctoral students.

The representatives of nine nationalities from all regions of Kazakhstan study at the University. This is the only educational institution in the CIS and Central Asia, which explores the science of Islam in-depth study. Of course, the university is  only15 years old, but the roots of our common history lie very deep, because our ancestors for centuries not only adhered to the madhhab of Imam Abu Hanifa Agzam, but left their essays in libraries of distant Arab countries. Today, the goal of students of Nur-Mubarak University is to explore the works of our ancestors, and to convey the correct understanding of Islam to the current generation. Nur-Mubarak University, leading the training of theologians and scholars of Islam proves that Islam is a religion of peace and a source of deep knowledge. Today, graduates of Nur-Mubarak University  work for the benefit of the people of Kazakhstan and the religion of Allah throughout the country. They carry on the ideological struggle with non-traditional and extremist movements, explain the values ​​of traditional Islam, calling for peace, unification of the Muslim Ummah of the country and tolerance for the sake of the bright future of our Motherland.

Университет

История университета

Египетский университет исламской  культуры «Нур- Мубарак» — уникальное высшее учебное заведение в Республике Казахстан, которое ведет подготовку высококвалифицированных исламоведов, религиоведов, преподователей арабского языка и литературы, переводчиков, отвечающим требованиям современного времени. Университет «Нур-Мубарак» — в жизни Независимого Казахстана, как золотой горизонт на пути к мировой цивилизации.

В 1991 году для Казахстана, который только получил независимость, стоял выбор нового направления дальнейшего развития, новых политических, социальных и экономических изменений. Уберечь народ от внешних и внутренних угрозы вот в чем состояла политика Президента РК Нурсултана Назарбаева. Принятая Конституция независимого Казахстана гарантировала гражданам Казахстана защиту прав и свобод личности вне зависимо от национальности и религиозной принадлежности. В основном Законе закреплен принцип светскости и отделении государства от религии. В тоже время большая часть населения страны исповедует традиционный для Казахстана ислам суннитского направления мазхаба имама Агзама Абу Ханифа.

Лидер нации, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев по результатам официального визита в Арабскую Республику Египет в 1993 году и проведенных переговоров с египетской стороной принял решение открыть в Казахстане высшее исламское учебное заведение. Для этой цели в Алматы было выделено 6 гектаров земли. Такое смелое решение стало твердым шагом в укреплении светлого будущего страны и развития ценностей традиционного Ислама.

16 июня 1993 года Президент РК Нурсултан Назарбаев и Министр Вакуфов Египта Мухаммад аль-Махжуб участвовали на закладывании первого камня будущего университетского городка. Позднее между Правительствами двух стран было подписано двухстороннее соглашение о создании университета «Нур-Мубарак», которое 2 июля 2003 года было ратифицировано Парламентом РК и Указом Президента Н.А. Назарбаева №460-11 обрело законную силу.

Соглашением двух Правительств об университете был сформирован Попечительский Совет, в состав которого вошли:

Со стороны РК:  

1. Министр культуры и спорта РК — равный председатель;

2. Министр Науки и образования РК — член;

3. Председатель ДУМК, Главный Муфтий — член;

4. Аким города Алматы — член;

5. Вице-Министр внешней политики РК- член;

6. Чрезвычайный и полномочный посол РК в АРЕ — член;

7. Министр по делам религий и гражданского обшестыв Министерства РК — член;

8. Ректор КазГУ им. Аль-Фараби — член;

9. Ректор Университета Международных отношений и международных языков им.Абылайхана — член.

Со стороны АРЕ:

1. Министр Вакуфов АРЕ — равный председатель;

2. Муфтий АРЕ — член;

3. Ректор университета «Аль-Азхар» — член;

4. Представитель «Аль-Азхар» — член;

5. Ректор Каирского университета — член;

6. Чрезвычайный и полномочный посол АРЕ  в РК — член;

7. Видные три  деятели  общества в составе Министерства Вакуфов АРЕ – члены.

На первом заседании Совета попечителей утвержден Устав университета, определены первостепенные цели и задачи. Также было принято решения о назначении ректором учебного заведения гражданина Египта, а проректором гражданина Казахстана. По представлению Министерства Вакуфов АРЕ первым ректором университета был назначен академик, профессор Махмуд Фахми Хиджази, по представлению казахстанской  стороны проректором назначен доктор филологических наук, профессор Керим Шамшадин Турсынович.

В 2014 году в университете произошли кадровые изменения и обновление преподавательского состава. Так, в марте текущего года на заседании Попечительского Совета новым ректором университета Нур-Мубарак назначен профессор, доктор университета «Аль-Азхар» Жуда Абдулгани Басюни, который защитил свою докторскую диссертацию по Ханафитскому мазхабу, руководил факультетом Шариат и Право университета «Аль-Азхар». Его научные труды в области шариата известны не только в Египте, но и в других исламских странах. Также была дана положительная оценка деятельности первого ректора  Махмуд Фахми Хиджази, работа которого отмечена государственными наградами Казахстана.

Совет попечителей оценил труд доктора, профессора Ш.Т.Керим, который вложил свой вклад с первых дней основания Университета, в  укреплении базы учебного заведения, включении специальности «исламоведение» (шифр «5В05600 — Исламоведение») в список государственного классификатора, получении  образовательных грантов, в открытии отделений бакалавриата, магистратуры и докторантуры, в организации научно-исследовательского Центра, в связи с чем, Керим Ш.Т. переназначен в должности проректора на третий срок.

В университете по специальностям  – «исламоведение», «иностранный язык» (арабский и английский) и «религиоведение»  совместно преподают  египетские и казахстанские специалисты. Сейчас в университете работает 76 преподавателей, из них 18 PhD докторов, 7 профессоров, 8 доцентов, 7 ученых кандидатов.

Последние годы государством для обеспечения верующей молодежи возможностью получить религиозное образование в Казахстане выделено свыше 500 образовательных грантов. Благодаря чему практикующая ислам молодежь из различных уголков нашей Родины имеет возможность получить базовые знания о религии Ислам, изучить Коран и обучится арабскому языку.

За годы своей работы  университет  подготовил более 800 выпускников, в том числе высококвалифицированных имамов, религиоведов, переводчиков и преподавателей арабского языка, а на сегодняшний день выпускается ежегодно свыше ста специалистов.

В 2008 году в рамках после вузовского образования по всем специальностям была открыта магистратура, с 2012 года по государственному заказу начата работа по подготовке докторов PhD.

Руководство университета прилагает все усилия по повышению качества образовательных услуг и доведению университета «Нур-Мубарак» до уровня всемирно известного университета «Аль-Азхар», а также признанию диплома университета «Нур-Мубарак» в вышеназванном авторитетном  исламском образовательном
центре.

В текущем году под руководством ректора Жуда Басюни с учетом следования большинства мусульман Казахстана ханафитскому мазхабу проведен тщательный отбор 11 докторов и профессоров из Египта, которые преподают по мазхабу имама Агзама Абу Ханифы и имеют научные труды по его наследию. В преподавательский состав из Египта входят ученые «Первой степени почета » и доктора мирового уровня, которые известны своими знаниями по «Акиде», «Фикху», «Хадисоведению» и другим основополагающим исламским наукам.

Так как основой Ислама считается Коран, студенты с первого курса изучают арабский язык. Программа обучения в университете построена с учетом требований МОН РК в сочетании светских и исламских дисциплин,  возможностью получения знаний по арабскому языку непосредственно у носителей языка. В университете изчисла иностранных преподавателей работают доктора из университетов «Аль-Азхар», «Айн-Шамс», Каирского и Александрийского университетов, это известные специалисты в области «хадисоведения», «фикха», «исламской проповеди», арабского языка и культуры.

При университете в каникулярный период организуются дополнительные курсы по заучиванию Священного Корана под руководством докторов Ясира ас-Саруди и Сайд Абдульмажита, а также арабского языка с привлечением казахстанских и египетских преподавателей.

В университете, который соответствует всем стандартам   государственной аттестации Министерства науки и образования РК,  действует учебно-методическая мечеть, которая прошла государственную регистрацию в качестве филиала РИРО «ДУМК» РК. Мечеть «Нур-Мубарак» — активно поддерживает студентов вуза в проявлении своих знаний и практики. Организовывает встречи с известными деятелями религии и культуры, каждую пятницу и в дни религиозных праздников двери мечети открыты для всех прихожан.

С 2011 года на территории ВУЗа действует новое учебное здание, в котором имеется библиотека с фондом более 118 тысяч книг. В фонде имеются художественная литература, учебные пособия, сочинения казахских и арабских ученых, научно-познавательная литература, религиозные книги  на казахском, русском и арабском языках. Для повышения знаний и лучшего освоения арабского языка функционируют лингафонные кабинеты, компьютерный класс  и электронная библиотека.

С начала текущего года начало свою работу студенческое общежитие на 610 мест. Тем самым студентам созданы все необходимые условия для получения конкурентно-способных знаний. В планах университета строительство собственного крытого спортивного комплекса, который будет отвечать всем современным требованиям.

В декабре 2011 года приказом первого ректора Махмуда Фахми Хиджази при университете создан «Научно-исследовательский центр имени Абу Ханифа». Основная цель которого: подготовка учебных пособий и литературы для религиозных учебных заведений всех уровней, перевод иностранных научных трудов о ценностях и основах ислама, подготовка словарей разного уровня, организация и проведение научных работ, освещение работ отечественных религиозных деятелей по ханафитскому мазхабу.

На сегодняшний день в университете по программе бакалавриата обучаются 667 студентов, магистратуры 62, докторантуры 14, на базе высшего образования 35. Магистрантам и докторантам созданы условия по повышению знания в иностранных вузах Египта, Турции и Малайзии.

В рамках международного сотрудничества установлена долгосрочная связь с ведущими исламскими и светскими учебными заведениями стран СНГ и дальнего зарубежья, подписаны меморандумы о сотрудничестве с университетами «Аль-Азхар», «Аль-Миниа», «Айн-Шамс», «Московским исламским университетом», Каирским и Александрийским университетами и университетом «Unisza» (Малайзия). Указанное позволяет направлять студентов за границу для прохождения научной практики и приглашать в университет известных ученых из ведущих 500 ВУЗов, по  рейтингу Всемирных Академических университетов, для чтения лекций и проведение обучающих семинаров магистрантам и докторантам.

В университете обучаются представители девяти национальностей, из всех областей Казахстана. Это единственное учебное заведение в странах СНГ и Центральной Азии, которое углубленно изучает и исследует науку об исламе. Конечно, университет функционирует всего 15 лет, но корни нашей общей истории лежат очень глубоко, потому что наши предки не только веками придерживались мазхаба Имама Агзама Абу Ханифы, но и оставили свои очерки в библиотеках дальних арабских странах. И сегодня цель обучающихся в университете Нур-Мубарак, исследовать работы наших предков и донести до нынешнего поколения правильное понимание Ислама.

В этом 2017 году второй выпуск, то есть 4 диссертанта  отдела докторантуры  по специальности „исламоведение„ и „религиоведение„ защитили докторскую диссертация по степени доктора PhD. (общее количестов за 2 года 4 исламоведа, 2 религиоведа).

Университет «Нур-Мубарак», ведя подготовку теологов и исламоведов доказывает, что религия Ислам это источник мира и глубоких знаний. Сегодня выпускники университета «Нур-Мубарак» работают на благо народа Казахстана и религии Аллаха по всей республике, ведут идеологическую борьбу с нетрадиционными и экстремистскими течениями, разъясняют ценности  традиционного Ислама, призывают к миру, объединению мусульманской уммы страны, созиданию и толерантности ради светлого будущего нашей Родины.